ТЕСТ ГЕНЕРАТОРА ATLAS COPCO QA22 |
|
Дизельная мини-электростанция, оборудованная системой автоматики с жесткой логикой (Швеция) Предоставлена представительством Atlas Copco.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: номинальная / резервная трехфазная мощность - 19,8 / 22,0 кВ*А; коэффициент мощности - 0,8; напряжение - 400 В; частота - 50 Гц.
ДВИГАТЕЛЬ: Deutz F3M1011F (Германия); тип - дизельный 3-цилиндровый 4-тактный; рабочий объем - 2185 куб.см; мощность (при 1500 об./мин.) - 21 кВт (28 л.с.); запуск - электростартером; охлаждение - жидкостное (масло).
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ: указатель уровня топлива - механический индикатор; светодиодная индикация режимов работы агрегата.
ТОПЛИВО: дизельное; емкость бака - 70 л.
ГЕНЕРАТОР: Mecс-Alte (Италия); тип - синхронный бесщеточный; регулировка напряжения - по одной фазе; класс защиты - IP23.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 1800х870х1272 мм (1800х870х956 мм без кожуха). Вес: 580 кг.
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
ОСОБЕННОСТИ: вообще-то в этом тесте предполагалось сравнить электростанции в открытом исполнении, именно такую Atlas Copco мы и ждали. Привезли закрытую. Естественно, отказываться от ее тестирования было бы неразумно, чего мы и не сделали. Однако некоторые оговорки требуются. Во-первых, все другие агрегаты, представленные в статье, тоже могут комплектоваться схожими капотами. Во-вторых, открытая модификация есть и у этого аппарата. В-третьих, капот в данном случае не шумоизолирующий, а всего лишь защитный (от внешних воздействий при установке вне помещений).
Основное назначение Atlas Copco QA22 - энергообеспечение при строительных работах вне досягаемости городской сети, однако встроенный пульт и прилагаемый выносной щит коммутации позволяют эксплуатировать аппарат и после окончания строительства - для резервного электроснабжения уже построенного и "запитанного" объекта. Иными словами, данное исполнение идеально для реализации следующей схемы: агрегат покупают во время строительства, например, коттеджа, для питания оборудования, а далее, закончив работы, устанавливают в нем же на случай отключения городской сети. Такой спектр применения обусловлен встроенной автоматикой - она сравнительно проста и уступает системам, применяемым на Atlas Copco для исключительно резервного использования.
Пульт управления представлен блоком светодиодных индикаторов состояния, тремя аналоговыми приборами (вольтметр, амперметр для контроля одной фазы и частотомер) и переключателем режимов работы. Его щит расположен на передней панели станции и закрыт дверкой с застекленным окном - можно наблюдать показания приборов, не открывая ее.
Автоматика способна контролировать состояние внешней сети и подключать агрегат в случае необходимости. Напряжение измеряется по всем трем фазам, и при выходе его за допустимые рамки (хотя бы по одной из фаз) блок "принимает решение" о запуске двигателя. Границы срабатывания запрограммированы жестко и не перенастраиваются. Зато можно менять временные задержки на выполнение команды пуска и останова, а также на переключение с основного источника на резервный и обратно (переустановкой реле в плате контроллера). Нижний порог по результатам наших измерений составил 189 В, верхний замерить не удалось (не позволило оборудование), но по техническим данным он составляет 241,5 В (номинал +5%). Контроля частоты не предусмотрено ни для внешней сети, ни для собственного генератора.
Значения задержек срабатывания (прогрев, охлаждение и пр.) стандартны для станций, рассчитанных на обычные условия эксплуатации (мягкий климат или помещение с подогревом). Для стандартной "коттеджной" инсталляции этого вполне достаточно, в иных случаях агрегат заказывают с более сложным пультом и набором опций. Впрочем, некоторые из них разумно приобрести и для данной конфигурации. Речь идет о подогреве масляного картера. Устройство совсем несложное - ТЭН и биметаллический выключатель, поддерживающий постоянную температуру. Блок мощностью 340 Вт подключают к любой розетке - пока есть напряжение, он поддерживает мотор в "боеготовности", когда сети нет, он и не нужен. Свечей накала у этого двигателя не предусмотрено, так что этим список пусковых опций и ограничивается.
Кое-кто может возразить, что температура масла не столь важна в данном случае, дескать, главное - прогреть охлаждающую жидкость. Доля правды в этом утверждении есть - подогреваемое масло не циркулирует самотеком по каналам двигателя, однако при попытке запуска оно отдаст свое тепло деталям мотора гораздо быстрее, чем это бывает обычно. Причина проста: у этого дизеля масло одновременно служит еще хладагентом. Система смазки довольно объемная - 8,5 л (при ТО меняют 5,5 л), но зато не нужно заботиться о "Тосоле". Наконец, риск "разморозить" мотор сведен на нет. Чтобы слить "отработку", возиться и пачкаться не придется: к отверстию подключен длинный шланг с запорным краном.
Остальной сервис заключается в контроле и своевременной замене фильтрующих элементов. Для топлива использован фильтр-отстойник с прозрачным дном для визуальной оценки (наличие воды, кристаллизовавшихся парафинов и т.д.). Масло очищается не только сменным элементом автомобильного типа, но и центробежным сепаратором.
Станция оборудована глушителем большого объема, установленным на виброизолирующих опорах и подключенным через гибкую вставку. Эта выхлопная система - элемент конструкции защитного кожуха: при открытом исполнении на выпускной коллектор монтируют обычный "промышленный" глушитель (при "полевых" работах) или более эффективный "резидентный" (при установке в помещении).
Силовые контакторы, блок автоматов защиты и присоединительный клеммник расположены в отдельном щите, который монтируют в любом удобном месте.
КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ: при равномерной нагрузке в пределах, установленных методикой теста, никаких проблем выявлено не было: напряжение и частота - в норме на всех режимах. При внезапном увеличении потребляемой мощности подъему напряжения (такова характеристика регулятора) предшествует кратковременный провал, однако эти колебания очень малы и вряд ли будут замечены.
Поскольку регулятор контролирует только одну фазу, картина при неравномерной загрузке одним и тем же потребителем разнится в зависимости от того, какая именно "линия" больше нагружена. Естественно, лучше не "перекашивать" генератор, но если в этом все же есть необходимость, нужно использовать нерегулируемую фазу, иначе на остальных напряжение будет заметно выше нормы.
РЕЗЮМЕ: агрегат многим понравится, особенно тем, кому не приходится рассчитывать на помощь специалистов по любому вопросу, - пульт управления проще некуда, запутаться или навредить по незнанию просто нереально. "Минусы" являются продолжением достоинств - настроить автоматику на решение сложных задач (диагностика неисправностей, дистанционное оповещение о состоянии, холодный пуск или эксплуатация в других специальных условиях) не удастся. Остается добавить, что существует возможность оснастить это же "железо" и другим пультом с полноценным набором установок. Такая автоматика стандартна для более мощных станций Atlas Copco.
Таблица 2. Показатели качества электроэнергии, снятые при нагрузке одной фазы станции Atlas Copco QA22 активным сопротивлением
Напряжение, В |
Ток, А |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
13,35 | 231,5* | 232,7 | 252,3 |
12,97 | 241 | 218,8* | 220,3 |
21,93 | 229,2* | 233,7 | 263,6 |
20,36 | 245 | 210,5* | 213,2 |
Таблица 3. Показатели качества электроэнергии, снятые при равномерной нагрузке станции Atlas Copco QA22 активным сопротивлением*
Выходные параметры |
Нагрузка 1 |
Нагрузка 2 |
Нагрузка 3 |
Нагрузка 4 |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
Ток, А | 0 | 0 | 0 | 8,47 | 8,57 | 13,32 | 16,95 | 17,35 | 21,65 | 25,47 | 25,62 | 29,52 |
Напряжение, В | 232,8 | 232,3 | 232,7 | 232,5 | 237,9 | 229,6 | 233,1 | 237 | 230 | 232,7 | 236,1 | 229,7 |
Частота, Гц | 52,04 | 52,04 | 52,04 | 51,3 | 51,3 | 51,3 | 50,8 | 50,8 | 50,8 | 49,7 | 49,7 | 49,7 |
* Фаза 3 дополнительно нагружена мотором вентилятора охлаждения ТЭНов нагрузки. |
ДИАГРАММЫ
Atlas Copco QA22: график напряжения при внезапном увеличении энергопотребления с "нагрузки 2" до максимальной
Начало статьи о тесте дизельных электростанций до 20 кВт
ФОТОГРАФИИ ДИЗЕЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ATLAS COPCO QA22 |
|