ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ |
В настоящее время в России и странах ближнего зарубежья функционирует несколько десятков заводов - изготовителей строительной и дорожной техники, большинство из которых является потребителями дизельных двигателей. Из всего довольно длинного перечня изготовителей строительно-дорожной техники собственное производство моторов налажено лишь на Челябинском тракторном заводе. Остальные не привязаны жестко к той или иной моторостроительной компании, и, соответственно, у них есть широкие возможности по выбору силовой установки для своих машин.
В былые времена одним из основных поставщиков двигателей для строительной техники был моторный завод из Харькова. Сейчас производство на этом предприятии фактически остановлено, ну а у изготовителей строительно-дорожной техники выбор моторов появился еще в ту пору, когда была отменена распределительная система.
На сегодняшний день наибольшее распространение на отечественных строительно-дорожных машинах нашли двигатели Минского моторного завода, ярославского Автодизеля, Алтайского моторного завода и Владимирского моторо-тракторного завода. Свою лепту вносят ЧТЗ-Уралтрак и Тутаевский моторный завод.
Из зарубежных моторов на российском рынке получили распространение Cummins, Deutz, Perkins, Hatz, Kubota, John Deere. Причем в последнее время отечественные производители строительно-дорожной техники, стремясь повысить технический уровень машин, все чаще обращают свой взор к импортным двигателям.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ МЕНЕЕ 1 Л
Так сложилось, что в России дизельные двигатели рабочим объемом менее одного литра, применяемые на мини-технике, выпускает одно-единственное предприятие - ЧТЗ-Уралтрак. Единственная модель предприятия - это 2-цилиндровый воздушник В2Ч 8,2/7,8 объемом 0,8 л и мощностью 8,8 кВт. Мотор нашел применение не только на мини-тракторе Уралец, изготовляемом ЧТЗ-Уралтрак, но и на технике других предприятий:
- малогабаритном тракторе КМЗ-012 Курганмашзавода;
- на дизель-генераторных установках;
- насосных агрегатах;
- и сварочных аппаратах ряда российских производителей.
Других моторов в рассматриваемом литровом диапазоне у нас не производится, хотя потребность в них существует. Здесь инициативу в свои руки взяли иностранцы:
Одноцилиндровый мотор Hatz серии 1В
|
Компания Hatz предлагает российским производителям мини-техники внушительный перечень дизельных двигателей с воздушным охлаждением:
- Одноцилиндровые моторы серий 1В и 1D представлены 13 моделями рабочим объемом 0,23-0,72 л мощностью 3,5-11,7 кВт. Существуют варианты с горизонтальным цилиндром и вертикальным коленвалом.
- Двухцилиндровые моторы серии 2G также имеют модель объемом менее одного литра (0,99 л) мощностью 16 кВт. Perkins на российский рынок поставляет две модели двигателей 400 серии объемом менее одного литра - 2-цилиндровый (объем - 0,45 л, мощность -10,2 кВт) и 3-цилиндровый (объем - 0,67 л, мощность - 15,3 кВт).
Компания Kubota известна как производитель малогабаритных дизельных двигателей: кнам поставляется линейка моторов мощностью от 4,4 кВт. Модельный ряд двигателей Deutz также включает мини-модели рабочим объемом 0,7 л мощностью 11 кВт.
|
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 1,0 - 3,5 Л
В более высоком литровом диапазоне (1-3,5 л) из отечественных моторов присутствует только продукция Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ):
Двигатели воздушного охлаждения - двухцилиндровый Д-120 (объем-2,08л, мощность - 15,4 - 22 кВт) и трехцилиндровый Д-130 (объем -3,12 л, мощность - 29,4 - 33,1 кВт) хорошо известны российскимпроизводителям строительно-дорожной техники:
- Д-120 используется на мини-погрузчиках Уралвагонзавода, на вилочных погрузчиках машзавода им. Калинина, электроагрегатах, выпускаемых в Курске и во Владимирской области;
- Д-130 - на цементовозах и гудронаторах Бецемы. На красногорской технике также применяется турбированный вариант Д-130Т.
|
3-цилиндровый турбонаддувный мотор Д-130Т-12 производства ВМТЗ
|
Перспективный челябинский дизель 4М 364
|
Заслуживают внимания перспективные двигатели ЧТЗ-Уралтрак, предназначенные для широкого спектра строительно-дорожной и другой техники.
Новое семейство компактных V-образных дизелей жидкостногоохлаждения состоит из 2-, 4- и 6-цилиндровой версий рабочим объемом, соответственно, 1,17, 2,34 и 3,57 л. Моторы охватывают мощностной диапазон от 13 до 73 кВт. Их отличают низкая собственная масса и высокие эксплуатационные показатели.
Как видим, предложения отечественных производителей мини-двигателей более чем скромны, но имеющуюся брешь заполнили иностранцы:
|
Только у Perkins в диапазоне 1 - 3,5 л имеется девять моделей двигателей:
- 3-цилиндровые 440 серии 1,13- и 1,49-литровые мощностью, соответственно, 19,5 и 25,1 КВТ,
- 4-цилиндровые этой же серии 1,5- и 2,22-литровые (26,5-44,7 КВТ),
- 4-цилиндровые 800 серии 3,3-литровые (47 и 60 КВТ),
- 3-цилиндровые 1100 серии 3,3-литровые (39,5 - 55 КВТ).
В данном диапазоне у Deutz тоже девять моделей:
- 2-и 3-цилиндровые моторы 2,4 - 3,2 л с воздушным охлаждением мощностью 36 - 44 кВт
- 2-, 3-, 4-цилиндровые 1,5 - 3,1 л с жидкостным охлаждением мощностью 23,5 - 65 кВт.
Двигатели Hatz серий L и M выпускаются в 2-, 3- и 4-цилиндровом исполнении рабочим объемом, соответственно, 1,71, 2,57 и 3,42 л, мощностью 30-60 кВт.
Есть соответствующие предложения у Kubota и Cummins.
|
3-цилиндровый Perkins 403С-11 объемом 1,13 л
|
Perkins применяется на вилочных погрузчиках ТВЭКС. Hatz - на автобетоносмесителях Туймазинскго завода. Kubota - на дизель-генераторах ряда производителей. И это далеко не полный перечень.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 4,0 - 6,5 Л
Диапазон 4 - 6,5 л представлен моторами двух отечественных изготовителей - Владимирского моторо-тракторного и Минского моторного заводов (ММЗ) (последний условно будем считать отечественным).
ВМТЗ выпускает три модификации 4-цилиндрового атмосферного двигателя Д-144 объемом 4,15 л мощностью 27 - 44 кВт. Существует турбированная версия Д-145Т в двух модификациях мощностью 42 - 55 кВт. Оба мотора имеют традиционное для владимирских моторов воздушное охлаждение.
"Четверки" от ВМТЗ имеют широкий круг потребителей не только в России. Их применяют:
- Туймазинский завод автобетоновозов на автобетоносмесителях и стационарных бетононасосах,
- Раскат - на дорожных катках,
- Уралвагонзавод - на мини-погрузчиках,
- Полтавский турбомеханический завод - на компрессорных станциях и сварочных агрегатах.
Д-144 можно увидеть на сварочных агрегатах первоуральского и екатеринбургского заводов, а также на электроагрегатах из Курска и Владимирской области.
Минский двигатель Д-243 получил очень широкое распространение на отечественной технике
|
4-цилиндровые рядные дизели объемом 4,75 л производства ММЗ получили наибольшее распространение на строительной и дорожной технике, выпускаемой предприятиями России и стран СНГ.
Они предлагаются в двух базовых вариантах: атмосферный Д-243 мощностью 60 кВт и наддувный Д-245 мощностью 77 кВт.
Д-243 и Д-245 применяются:
- на нескольких моделях фронтальных погрузчиков минского, орловского и донецкого заводов, а также экскаваторах ТВЭКС.
Д-243 устанавливается:
- на вилочные погрузчики тверского и Львовского заводов,
- мотовилихинские и кохановские экскаваторы,
- рыбинские, минские и смолевичские катки,
- брянские автогрейдеры.
Д-245 устанавливается:
- на экскаваторы Донецкого экскаватора и СП "Святовит",
- асфальтоукладчики Ирмаш.
Приведённый список потребителей не конечен.
|
Несомненно, интересна последняя разработка Алтайского моторного завода - 4-цилиндровый двигатель Д-340ТА рабочим объемом 6,15 л.
Новое семейство турбированных дизелей водяного охлаждения имеет диапазон мощности 110 - 176,5 кВт. Безусловными преимуществами новинки являются компактные размеры и низкий удельный расход топлива, а также выполнение перспективных экологических требований стандарта Евро 3.
|
Новинка Алтайского моторного завода - 6,15-литровый Д-340ТА
|
Cummins, Deutz, Perkins, John Deere - основные игроки на российском рынке, предлагающие производителям дорожно-строительной техники моторы диапазона 4 - 6,5 л.
Представитель 1100 серии Perkins 4,4-литровый 1104C-E44TA
|
У Deutz более 10 моделей двигателей объемом 4 - 6,47 л в 4-, 5- и 6-цилиндровом исполнении, часть из них с воздушным либо с жидкостным охлаждением. Мощность варьируется от 59 до 155 кВт.
Основу модельного ряда двигателей Cummins в данном диапазоне составляют 4- и 6-цилиндровые двигатели серии "В".
Perkins предлагает российским потребителям 4- и 6-цилиндровые моторы объемом 4,4 и 6 л, мощность которых составляет от 52 до 129,5 кВт.
|
Deutz нашел применение на автобетоносмесителях Каменского и Туймазинского заводов, а также на туймазинских бетононасосах, на катках Раскат и Саста, экскаваторах Кранэкс.
Perkins сотрудничает с Тверским экскаваторным заводом, поставляя ему 4,4-литровые двигатели серии 1100 для экскаваторов и вилочных погрузчиков.
Cummins поставляет моторы для бульдозеров и трубоукладчиков чебоксарского Промтрактора, погрузчиков и грейдеров орловского завода "Дормаш", грейдеров ЧСДМ и Брянского Арсенала, а также для техники еще ряда изготовителей.
|
среднелитражный двигатель Deutz
|
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 7 - 10 Л
Диапазон 7-10 л в условной классификации, принятой в данной статье, из отечественных моторных заводов лишь отчасти покрывают Минский и Алтайский моторные заводы.
Первый выпускает 6-цилиндровые рядные дизели Д-260 объемом 7,12 л в атмосферном и турбированном исполнении мощностью 96 и 114 кВт. Второй - 4-цилиндровые рядные дизели объемом 7,43 л жидкостного охлаждения диапазоном мощности от 33,5 до 134 кВт. Алтайское семейство включает четыре базовые модели (А-41, Д440, Д-442, Д-447) более 30 модификаций.
В данное семейство входят двигатели как в безнаддувном исполнении, так и оборудованные турбонаддувом.
Алтайский мотор Д-442 объемом 7,43 л
|
Д-260 разных модификаций поставляются на тверские экскаваторы, брянские асфальтоукладчики и автогрейдеры.
Круг потребителей алтайских моторов шире: А-41 - пневмоколесные краны, автогрейдеры, тракторы, буровые установки, насосные станции, дизель-генераторные установки; Д-440 - дизель-генераторы, катки, тракторы; Д-442 - фронтальные погрузчики, автогрейдеры, тракторы, компрессорные станции. Д-447 применяется на судах.
ЧТЗ-Уралтрак в арсенале перспективных разработок имеет 8-литровую рядную "четверку" с турбонаддувом мощностью 66,2 - 77,2 кВт. Остается ждать, когда современный двигатель встанет напроизводство и будет предложен производителям строительной и дорожной техники.
В рассматриваемом диапазоне на российский рынок поставляют двигатели Cummins, Deutz и John Deere.
Примером использования моторов Deutz объемом 7,14 л служат экскаваторы производства Кранэкс и Уралвагонзавода.
|
Cummins также используется на ряде машин отечественного производства.
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 10 - 15 Л
В литровом диапазоне 10-15 л наиболее распространены моторы Ярославского и Алтайского моторных заводов.
Подавляющее большинство тяжелой отечественной строительной и дорожной техники комплектуется ярославскими двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, а также алтайским А-01. Ярославцы выпускают порядка 20 модификаций 11,15-литровой V-образной "шестерки" ЯМЗ-236, применяемой на широчайшем спектре моделей колесной и гусеничной строительно-дорожной техники. Мощность моторов находится в диапазоне 112-186 кВт. Вторая базовая модель - 14,86-литровая V-образная "восьмерка" ЯМЗ-238 пользуется не меньшей популярностью у производителей техники и также насчитывает два десятка модификаций мощностью 134-246 кВт. Обе модели предлагаются как в атмосферной, так и наддувной версии.
Современный вариант 8-цилиндрового двигателя - ЯМЗ-7511 / ЯМЗ-7512 соответствует нормативам Евро 2 и имеет более высокую мощность - 268-298 кВт. Выполняется только с турбонаддувом.
В настоящее время Алтайский моторный завод продолжает выпуск модернизированной версии хорошо известного 6-цилиндрового рядного дизеля объемом 11,15 л А-01МКСИ. Простой по конструкции, долговечный и неприхотливый в эксплуатации мотор без газо-турбонаддува удовлетворяет требованиям многочисленных потребителей. В современном исполнении двигатель комплектуется индивидуальными головками цилиндров, прямой электростартерной системой запуска и генератором переменного тока мощностью 1 кВт. Вообще семейство 6-цилиндровых рядных "шестерок" включает две базовые модели и около 20 модификаций. В данное семейство входят двигатели как в безнаддувном исполнении, так и оборудованные турбонаддувом, диапазон мощности которых составляет 70-175 кВт.
Все серийные дизельные двигатели характеризуются высокой степенью унификации узлов и деталей.
Многотопливный 4-цилиндровый рядный 14,48-литровый турбодизель Д-180 производства ЧТЗ-Уралтрак в основном нашел применение на строительной технике, выпускаемой этим предприятием, - тракторах и дизель-генераторных установках. Однако изготовитель позиционирует его для применения на различной строительно-дорожной технике.
Д-180, выпускаемый в настоящее время, соответствует нормам Евро 2 и способен работать на дизтопливе, на керосине и газовом конденсате.
Двигатели выпускаются в мощностном диапазоне 103-132 кВт. По желанию потребителя могут быть изготовлены моторы мощностью 60-157 кВт, как в турбированном, так и в атмосферном вариантах.
На перспективу конструкторы предприятия разработали замену Д-180. Новый 12-литровый 6-цилиндровый двигатель выполнен с рядным расположением цилиндров. !!! Главное достоинство мотора - меньшая почти на тонну масса по сравнению с Д-180!!!
|
Многотопливный дизель Д-180
|
Самая мощная "восьмерка" Deutz, предлагаемая российским потребителям
|
Из иностранных производителей 10-15-литровый диапазон покрывают Deutz, Cummins и John Deere.
Deutz предлагает несколько модификаций 6-цилиндровых моторов объемом 11,9 л, мощностью 240 - 330 кВт и 8-цилиндровых объемом 15,87 л, мощностью 400 - 440 кВт. "Восьмерки" Deutz нашли применение на карьерных самосвалах БелАЗ.
|
Cummins поставляет в Россию 8-цилиндровые двигатели серии "С", соответствующие экологическим стандартам TIER 1 и TIER 2.
С середины 90-х годов фирма внедряет новое поколение дизельных двигателей серии "Квантум" (серии QSB и QSC) с интегрированной системой электронного управления и диагностики. Надежность, долговечность, экономичность и экологичность дизельных двигателей этой серии почти вдвое превосходят те же показатели для двигателей предыдущего поколения. Моторы серии "Квантум" отвечают самым жестким экологическим требованиям TIER 3.
|
Cummins серии QSC
|
8481 - базовая модель Тутаевского моторного завода
|
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 15 - 20 Л
Двигатели наибольшего литража (15-20 и более литров) выпускаются Ярославским и Тутаевским моторными заводами, а также ЧТЗ-Уралтрак.
Предприятие выпускает более 20 модификаций 8-цилиндровых V-образных дизелей объемом 17,24 л базовых моделей 8481 и 8424 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Благодаря широкому мощностному диапазону (257 - 367 кВт) они используются на тяжелой автомобильной, дорожной и специальной технике, сельскохозяйственных и промышленных тракторах, дизель-электростанциях, начато производство судовой модификации.
Традиционными потребителями тутаевских дизелей являются БелАЗ, Киррвский завод, Минский, Брянский и Курганский заводы колесных тягачей. Более того, моторы нашли применение даже на зарубежной технике. При капремонте производится замена родных двигателей кранов Kato, бульдозеров и трубоукладчиков Caterpillar и Komatsu на тутаевские.
|
ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ ОТ 20 Л
Ярославский 12-цилиндровый V-образный мотор ЯМЗ-850 имеет нешуточный объем 25,86 л и мощность 328 - 418 кВт. Такие силовые установки применяются на тяжелой строительной технике производства ОАО "Промтрактор".
Двигатели наибольшего объема выпускает ЧТЗ-Уралтрак. 38,88-литровые 12-цилиндровые моторы производятся предприятием для собственных нужд (тракторы 25 тягового класса).
Учитывая современную тенденцию в производстве отечественной строительной техники, когда потребитель предпочитает более производительные, надежные и экономичные зарубежные моторы, российским моторостроителям придется нелегко. Оттягивание сроков запускав серийное производство новых моделей двигателей в еще большей степени будет способствовать распространению на российском рынке зарубежных моторов.
"Строительная техника и Технологии", № 4(38) 2005 "Что предпочтет потребитель? Двигатели для строительной техники", В Новоселов.
|